Библия в подарок

Деноминация на основе Символа веры и Исповедания

Пресвитерианство, несомненно, представляет собой церковь, имеющую собственный Символ веры и Исповедание. Что мы хотим этим сказать? Во-первых, следует отметить, что между Символом веры и Исповеданием есть некоторое отличие, определить которое можно было бы следующим образом: в Символах веры, таких, например, как Апостольский, Никейский или Афанасиев, предпринята попытка перечислить самые главные, объединяющие черты церкви, значение которых не меняется с течением времени. Символ веры содержит основные принципы церкви. С другой стороны, Исповедание - это более подробное изложение теологической доктрины. Чтобы заметить это различие, достаточно сравнить Апостольский Символ веры и Вестминстерское Исповедание веры.

Пресвитериане утверждают, что и в древних Символах веры, и в Вестминстерском Исповедании точно изложены библейские истины (насколько может судить о точности грешный человек, которому свойственно ошибаться). Мы можем сказать, например, что в Вестминстерском Исповедании веры содержится система догматов, преподанная в Библии.

Но это отнюдь не означает, что мы уравниваем изложение церковных и теологических основ с Библией. Символы веры и Исповедания нельзя рассматривать как независимое утверждение истины, служащее дополнением к Священному Писанию; они второстепенны по отношению к Библии. В Вестминстерском Исповедании особо подчеркивается исключительная самодостаточность Писания:

"Авторитет Священного Писания, которому должно верить и подчиняться, зиждется не на свидетельстве какого-либо человека или церкви, но всецело на Боге (Который есть сама Истина) - Авторе Священного Писания; и поскольку Священное Писание есть Слово Божие, оно должно быть принято." (ВИВ 1:4) "Высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, и Которым проверяются все постановления соборов, мнения древних писателей, учения человеческие и личные откровения, и на суждениях Которого мы должны основываться, может быть не кто иной, как Дух Святой, говорящий в Писании." (ВИВ 1:10)

Кроме того, в Исповедании содержится упоминание о действиях церковных органов и об их полномочиях. Указаниям этих органов необходимо следовать только в том случае, "если они находятся в согласии со Словом Божиим" (ВИВ 31:3).

В таком случае, зачем нужны Символы веры и Исповедания? Какую цель они преследуют? Есть крупные конфессии, исповедующие христианство, которые считают себя противниками Символов веры и Исповеданий. Они утверждают, что подобные документы умаляют самодостаточность Писания. Их девиз: "Никаких Символов веры, кроме Библии". Как относиться к таким заявлениям? Во-первых, как уже говорилось, церкви, имеющие свой Символ веры и Исповедание, не отрицают исключительную самодостаточность Писания и ставят Истину превыше всего. Во-вторых, разве не является своего рода Символом веры утверждение: "У нас нет иных Символов веры, кроме Библии"? Такие церкви не учитывают очень важного обстоятельства. Символы веры раскрывают для всех те стороны Священного Писания, в понимании которых мы едины. Если бы мы скрывали друг от друга свое кредо, у нас не было бы уверенности в том, что мы понимаем Библию одинаково и веруем в одно и то же. Важнейшая цель Символов веры и Исповеданий состоит в том, чтобы ясно изложить, ЧТО думает верующий о Библии. Пресвитериане говорят просто: "Чтобы узнать, во что мы веруем, достаточно взглянуть на Символы веры и Исповедания, которые, по нашему убеждению, содержат систему догматов, преподанных в Библии". Церкви, не признающие Символов веры и Исповеданий, попросту не определили для себя или не записали в каком-либо документе особенности своей веры. Но, без сомнения, у них есть догматические убеждения, которые, как они полагают, подтверждает Писание.

Пресвитерианство - это, безусловно, церковь, у которой есть собственный Символ веры и Исповедание. Мы предлагаем изложение нашей веры миру, взирающему на нас, - именно поэтому иногда о нас говорят с неодобрением. Мы предлагаем всем ознакомиться с этим изложением и уяснить себе, во что мы верим и почему считаем нашу веру библейской. Желающих глубже понять природу и назначение Символов веры мы отсылаем к трактату Кеннета Л. Джентри-младшего, озаглавленному "О пользе Символов веры".