Библия в подарок

Согласие с пятью принципами кальвинизма

Пресвитериане убеждены, что все пять принципов кальвинизма точно соответствуют отношениям Бога с человеком во имя его спасения. Речь идет о следующих пяти принципах:

1) полная испорченность;

2) безусловное избрание;

3) ограниченное искупление (искупление избранных);

4) непреодолимая благодать;

5) неотступность святых.

Следует напомнить, что эти пять принципов были установлены Дортским Синодом в противовес пяти принципам арминианства. Арминианское учение возникло на основе теологических представлений голландского профессора Якоба Арминия. После его смерти в 1610 году последователи Арминия, известные как арминиане, обобщили его учение в "пяти принципах арминианства":

1) Свободная воля или способность человека к богоискательству

Арминиане полагали, что хотя вследствие грехопадения природа человека и была затронута грехом, ущерб от этого был не настолько велик, чтобы полностью лишить человека способности духовно стремиться к Богу. Человек способен взаимодействовать с Богом, делая духовный выбор в пользу добра.

2) Обусловленное избрание

Арминиане утверждали, что Бог решает участь людей исходя из Своего предвидения; Он заранее знает, кто из них, руководствуясь своей свободной волей, захочет спастись. Следовательно, Божий выбор зависит от абсолютной свободы воли человека. Обычно это изображают следующим образом: Бог взирает вниз и на всех поворотах истории отличает тех, кто желает спастись, а затем призывает их ко спасению.

3) Универсальное спасение или всеобщее искупление

Смысл этого арминианского принципа в том, что Иисус умер за всех людей в равной мере. Он сделал спасение возможным для всех. Но крестная смерть Христова оказывает спасительное воздействие только на тех, кто по собственной воле решает принять Его искупление.

4) Действие Духа Святого ограничено свободой воли человека

В соответствии с этим принципом арминианского учения, человек вполне в состоянии противиться воздействию Духа Святого, пытающегося обратить его душу ко спасительному познанию Христа. Допускается, что замыслы Божии могут быть нарушены свободной волей человека. Святой Дух не может переродить человека, если человек этого не пожелает.

5) Утрата спасения

Арминиане считали, что человек может лишиться спасения. Это логически следует из всех предыдущих принципов. Если человек сам выбирает, желает ли он спасения, понятно, что он ответствен и за то, чтобы, обретя, сохранить его.

Арминианство учит, что человек сам определяет свое собственное спасение. Если грешный человек способен творить добро перед Господом, и если Господь через Духа Святого не может переродить человека без его согласия, то остается допустить, что всемогущий Бог бессилен спасти человеческую душу. А потому можно сказать, что спасение человека зависит от него самого.

Это учение подвигло Дортский Синод на то, чтобы изложить противоположные пять принципов и сопроводить их многочисленными цитатами из Священного Писания. Разумеется, учение Кальвина гораздо шире и глубже, но пока давайте остановимся на этих пяти принципах, известных как "Пять принципов кальвинизма".

1) Полная испорченность или полная неспособность человека стремиться к Богу

Согласно этому догмату, хотя тяжесть грехов неодинакова и люди погрязли в них не в равной мере, и хотя они не вполне привержены злу, все они мертвы во грехе и совершенно не способны возлюбить Бога или по своей воле найти путь ко спасительному познанию Христа. Из-за падения человека (Быт. 3) грех извратил все его существование - его чувства, разум и волю. Человек сохраняет свободу воли в том смысле, что он способен на подлинный нравственный выбор, но все дело в том, что падший человек не хочет искать Бога. Может ли он обратиться ко Христу и покаяться? Нет, этого он сделать не в состоянии (Ин. 3:19; 5:40).

Мертвый духовно (Еф. 2:1-3), человек не может сам обрести духовную жизнь. Все люди связаны грехом и преданы в рабство сатане (2 Тим. 2:25). Падший человек слеп ко свету Евангелия (2 Кор. 4:4), а если слышит, то не понимает (Мк. 4:11 и далее). Падший человек лишен того внутреннего знания, без которого невозможно спасение (1 Кор. 2:14). Падший человек не ищет праведности (Рим. 3:10-19).

"Могут ли мертвые воскресить себя? Могут ли связанные освободиться? Могут ли слепые вернуть себе зрение, а глухие - слух? Могут ли рабы выкупить себя? Могут ли несведущие научить себя? Могут ли грешные по природе своей измениться? Конечно, нет! "Кто родится чистым от нечистого?" - спрашивает Иов, и отвечает: "Ни один" (Иов. 14:4). "Может ли эфиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои?" - спрашивает Иеремия, и продолжает: "Так и вы, можете ли делать доброе, привыкши делать злое?" (Иер. 13:23).

Пресвитерианство учит, что падший человек, предоставленный сам себе, никоим образом не может заставить свою мертвую душу жить духовной жизнью. Это подвластно только Богу (Еф. 2:5).

2) Безусловное избрание

Этот принцип естественно вытекает из положения о греховности человека. Если человек духовно мертв, то единственное средство к его спасению находится во власти Божией. "Если человек не способен спасти себя по причине грехопадения Адама, которое явилось падением всего человеческого рода, и если спасти может только Бог, и если спасены не все, то из этого следует, что Бог избрал для спасения не всех".

Священное Писание свидетельствует в пользу учения о безусловном избрании. Во Вт. 7:7 утверждается, что Бог избрал Израиль. Бог избрал Иакова и отверг Исава (Рим. 9:11-13). Иисус избрал тех, кого хотел видеть Своими учениками (Ин. 15:6). Бог милует тех, кого пожелает (Рим. 9:15). Верующие - это поистине избранные во Христе (Еф. 1:4,5; 1 Пет. 2:9,10).

В Послании к римлянам (Рим. 8:29) говорится об избрании и при этом употребляется слово "предузнание". В библейском понимании "предузнание" равноценно "предвечной любви". Это - любовь, даруемая тем, кто этого не заслуживает. Бог решил возлюбить некоторых из рода человеческого еще до сотворения мира. Ни замысел Божий, ни избрание не связаны с тем, что Он предвидел в людях веру (Рим. 9:11-13; 10:20; 2 Тим. 1:9; Деян. 13:48; 1Фес. 1:4,5; 2 Фес. 2:13,14; Фил. 1:29).

Пресвитериане видят в Боге всемилостивого Господа, который по Своему усмотрению решил спасти некоторых от их грехов и страданий. Каждый, кто исповедует Христа, должен всякий день благодарить Бога за милостивое избрание.

3) Ограниченное искупление (искупление избранных)

Это учение жизненно важно для того, чтобы постичь назначение крестной смерти Христовой. Многие задаются вопросом: чье наказание понес Христос? Кому Он обеспечил спасение? Мы знаем, что не все будут спасены, потому что некоторые попадут в геенну огненную (Отк. 20:10,15). Но действительно ли Иисус умер за всех, зная, что плодами Его жертвы смогут воспользоваться лишь некоторые? Нет! Иисус умер ради спасения избранников Божиих (Еф. 1:4; Ин. 17:9; Мф. 26:28). Цель Христа во время первого пришествия заключалась единственно в том, чтобы избавить Свой народ от греха (Мф. 1:21). Иисус пожертвовал Собой ради Церкви (Еф. 5:25).

"Искупления достаточно, чтобы спасти всех, но оно стало истинным спасением только для избранных." Сказано, что Христос стал выкупом за Свой народ (Мф. 20:28). Отметим, что Он отдал жизнь во искупление не всех, но многих. Выкуп освобождает только тех, за кого был уплачен.

Когда Иисус умер, Он пролил Свою кровь во отпущение грехов. Мы знаем, что Его кровь - это чаша Нового завета (Мф. 26:28). Это означает, что Его кровь была пролита за многих. Несомненно, цель, предначертанная свыше, была достигнута пролитием крови. Если кровь искупает грех, то спасение - несомненно. Так может ли кровь Христова быть пролита за тех, кто никогда не раскается и попадет в ад? Нет, и иного ответа быть не может! Ни капли святой крови не могло быть пролито напрасно. Она спасает только тех, кто предопределен ко спасению, а значит - только избранных. И в этом смысле искупление ограничено.

Иисус умер за тех, кого Бог-Отец избрал безо всяких предварительных условий еще до сотворения мира, и пресвитериане торжествуют, сознавая это, потому что смерть Христа воистину стала нашим спасением!

4) Непреодолимая благодать

Между всеми пятью принципами существует неразрывная логическая связь. Если, как мы уже отмечали, человек не способен спасти себя сам, если Бог предуготовил спасение лишь некоторым, если Христос умер только за них, то совершенно естественно, что Бог не мог не предусмотреть средства для того, чтобы призвать этих избранных ко спасению.

Говоря о непреодолимой благодати, мы имеем в виду, что Святой Дух неминуемо откроет глаза слепому грешнику, что Он освободит его от оков греха, что Он позволит ему услышать Благую весть, что Он внушит ему желание искать Бога и обновит его омертвевшую душу, вдохнув в нее жизнь. Этому влиянию Святого Духа (которое обычно называют "действенным призывом") нельзя помешать, потому что замыслам Божиим воспрепятствовать невозможно (Дан. 4:35; Иов. 42:2; Пс. 32:11; Ис. 14:24; Еф. 1:11).

Мы видим в Писании, что Бог призывает людей ко Христу, и никто не может прийти к Спасителю, если не будет привлечен (Ин. 6:37,44). Сыны Божии - это все, водимые Духом Божиим (Рим. 8:14). Апостол Павел говорил, что был призван Его благодатью (Гал. 1:15). Мы видим живой пример воздействия Духа в Деяниях 16, в рассказе о том, как Господь отверз сердце Лидии (Деян. 16:14,15). Можно назвать и другие примеры действенного призыва Духа: Тит. 3:5; Еф. 1:19,20; 1 Пет. 2:9; Ин.3:3; Кол. 2:13; 2 Кор. 5:17; Иез. 11:19.

Пресвитериане возносят хвалы Богу за то, что Дух Святой позволил им узнать Благую весть Иисуса Христа и разбудил их омертвевшие души. Не о том ли свидетельствуют истинные верующие? Выслушайте однажды чей-нибудь рассказ о том, как Господь распорядился его жизнью, чтобы приготовить сердце этого человека к принятию благой вести. По сути дела, все, кто рассказывает об этом, говорят об одном: Дух Святой призвал их ко Христу, и устоять перед этим призывом было невозможно. Это и была непреодолимая благодать.

5) Неотступность святых

Из всего сказанного следует единственный вывод: если Бог избрал некоторых из рода человеческого для вечной жизни; если Иисус умер, чтобы спасти их; и если их, неспособных спасти себя, Святой Дух призвал или привел ко спасению, то Бог непременно сохранит спасенных.

Согласно этому учению, для истинных христиан невозможна вечная гибель. Полагать, что они могут погибнуть, - значит отрицать основные истины Писания. Деноминации, отвергающие этот догмат, утверждают, что есть люди, которые верили, но отреклись от своей веры. В подтверждение они ссылаются на Второе послание Петра и Послание к евреям (2 Пет. 2:20-22; Евр. 6:4-6). Но эти религиозные группы не понимают очень важного обстоятельства: можно исповедовать Христа и не быть истинно обращенным. О такой возможности говорил Иисус (Мф. 7:20-23). Можно знать о Христе, но не быть обращенным. Именно об этом и идет речь в указанных посланиях (2 Пет. 2:20-23; Евр. 6:4-6). Об этом же говорится в притче о сеятеле (Лк. 8:5-15).

Пресвитериане говорят о том лишь, что где истинное обращение, там и неотступность до конца. Спасен только тот, кто стойко выдерживает испытания; тот же, кто колеблется и отрекается от веры, обнаруживает истинное состояние своего сердца - неверие.

Бог заботится о том, чтобы дело Его, которое Он начал в Своем народе, было доведено до конца (Фил. 1:6; 2 Тим. 4:18). Иисус сказал, что никто из тех, кого дал Ему Отец, не погибнет (Ин. 6:39; 10:28). Любой, кто действительно верует, наследует жизнь вечную (Ин. 4:14; 5:24; 6:47,51; 1 Ин. 5:11-13) Действия Божественного провидения неизбежно ведут к прославлению верующих (Рим. 8:29,30). Избранные не могут сбиться с пути (Мф. 24:24; Мк. 13:22). Таинственный союз между Христом и верующим - залог непоколебимой стойкости (Ин. 14:19; Рим. 8:10; Гал. 2:20). Мы запечатлены во Христе (Еф. 1:13,14; 4:30). Бог обещал уберечь верующих от отступничества (Иер. 32:40). Сила Господня хранит верующих (1 Пет. 1:50; 2Фес. 3:3; Пс. 33:7).

Спасение наше - в руках Христа (Евр. 5:9; 12:2). Как мы можем потерять то, что нам не принадлежит? Восславим же Всевышнего за то, что Он верен своему обещанию сберечь наши души для вечной жизни.

Пресвитериане видят в этих пяти догматах бесценное сокровище христианской теологии. Они дают великое утешение Божьему народу. И тот, кто понял, что это Бог, и никто иной, пробудил его омертвевшую душу, что это Бог избавил его от адской бездны, что это Бог пришел к нему, когда он сбился с пути - только тот может в полный голос пропеть великий гимн "Дивная благодать" от начала до конца.