Библия в подарок

Банер Молитва

Таинства

Пресвитериане убеждены, что в Писании есть только два таинства - Вечеря Господня и крещение. Эти таинства являют собой средства благодати, но ни в коем случае не в отрыве от Слова Божьего. Самих по себе таинств ни в коей мере недостаточно для спасения. "Слово и таинства различаются следующими особенностями: 1) Слово совершенно необходимо, а таинства - нет; 2) Слово служит обретению и укреплению веры, а таинства могут только укрепить ее; 3) Слово предназначено для всего мира, а таинства - только для верующих и их потомства."

Таинства - это видимые знаки внутренних благодатных даров Духа. В качестве знаков в таинствах используются: при совершении крещения - вода, при совершении Вечери Господней - хлеб и вино Знаки призваны указывать на то, что они обозначают, а именно - на внутренние благодатные дары. Эти внутренние дары - праведность через веру (Рим. 4:11), прощение грехов (Мк. 1:4), вера и покаяние (Мк. 1:4; 16:16), соединение со Христом в Его смерти и воскресении (Рим. 6:3,4; Кол. 2:11,12).

Таинства - это печать Нового Завета Божьего с человеком. Что такое печать? Печать удостоверяет подлинность или действительность того, что уже произошло или произойдет. Печать символизирует не какие бы то ни было права человека, а верность и могущество Бога. Но когда мы говорим, что таинство представляет собой печать внутренней благодати, мы не имеем в виду, что само таинство действительно дарует эту благодать. Вместе с тем, таинство по самой своей природе способно укрепить и усилить благодатные дары, уже полученные человеком.

Пресвитериане отвергают понятие возрождения при крещении, иначе говоря, идею о том, что человек обретает спасение посредством совершения таинства. Вполне возможно, что тот, над кем совершается таинство, исповедует веру неискренне; возможно также, что крещеный младенец, став взрослым, так и не примет Христа как своего Господа и Спасителя. Подобные случаи отступничества не умаляют подлинности печати. Далее, печать символизирует обетования Божии. Но эти обетования неотделимы от обязанности человека повиноваться требованиям завета. Человек должен соблюдать завет, то есть каяться и веровать в Иисуса Христа, для того чтобы печать таинств имела законную силу в его жизни.

Джон Мюррей поясняет связь между знаком и печатью таинства следующим образом:

"Очевидно, что поскольку таинство является знаком или печатью, его нельзя отождествлять с тем, что оно обозначает или запечатлевает. Знак не есть обозначаемое, а печать не есть запечатлеваемое. Знак или печать предполагает существование того, что обозначается или запечатлевается. Следовательно, крещение есть знак и печать некоей духовной реальности, которая мыслится как существующая. Там, где этой реальности нет, знак или печать недействительны. Не менее уместно отметить и то, что знак или печать не создают того, что обозначается или запечатлевается. Они не могут стать причиной единения со Христом."

Вечеря Господня

Господь наш Иисус Христос установил это таинство во время празднования пасхи, незадолго до того, как был схвачен и предан на смерть (Мф. 26:26-29; Мк. 14:22-25; Лк. 22-19,20; 1 Кор. 11:23-25). Это таинство было тесно связано с пасхальной трапезой Ветхого Завета. Преломление хлеба олицетворяло тело Христово, предаваемое на страдание. Вино олицетворяло Его кровь, пролитую за нас. Вкушение этого хлеба и вина символизирует духовное приобщение к благам, причиной которых стала жертвенная смерть Христа. Вечеря Господня есть воспоминание о Его смерти. Те, кто участвуют в этом таинстве, исповедуют веру во Христа как в своего Господа и Спасителя.

Пресвитериане верят в духовное присутствие Христа на Вечере Господней. Тем самым мы хотим сказать, что в этом таинстве реально присутствуют и передаются верующим Святым Духом те блага, которые Христос приобрел для нас Своей жертвой. Всякий, кто хочет участвовать в этом таинстве, должен испытать себя (1 Кор. 11:28-32), дабы не причащаться недостойно. Из этого призыва со всей очевидностью следует, что неверующие участвовать в таинстве не могут, также как и дети, еще не достигшие того возраста, когда они могут осознанно и открыто исповедовать свою веру в Христа.

Крещение

Крещение было установлено Самим Христом после Его воскресения (Мф. 28:19; Мк. 16:6). Крещение есть введение в Церковь Христову. Как обряд, знаменующий собой принятие в лоно Церкви, крещение прежде всего отражает два понятия: 1) омовение водой; 2) единение со Христом и Его народом.

Если говорить о первом понятии, то омовение водой знаменует собой очищение того, над кем совершается обряд. Крещение водой означает и запечатлевает очищение Святым Духом. В Писании особо подчеркивается, что грешники должны быть обновлены Святым Духом, прежде чем они могут быть приняты в Царство Божие (Ин. 3:3; Иез. 36:26,27; Тит. 3:5). А поскольку крещение символизирует очищение, оно символизирует и дело возрождения, совершаемое Святым Духом.

Что касается второго понятия, то крещение есть знак и печать нашего единения со Христом и Его народом. Об этом говорится в Рим. 6:3-6, 1 Кор. 12:13, Гал. 3:27,28, Кол. 2:11,12. "Мы можем, таким образом, сказать, что крещение означает: единение со Христом и в подвиге Его смерти, и в силе Его воскресения; очищение от греховной скверны обновляющей благодатью Святого Духа и очищение от вины кроплением кровью Христовой."

Способ крещения

Учение о способе крещения - это еще одна особенность, отличающая пресвитерианство от многих других деноминаций. Пресвитериане убеждены, что по учению Писания правильным способом крещения является возливание воды или кропление водой. Мы не считаем, как другие деноминации, что единственным правильным способом крещения является погружение. Пресвитериане не оспаривают законность крещения, совершенного в истинной церкви посредством погружения, однако мы настаиваем на том, что в Писании нет никаких доказательств в пользу того, что крещение может означать только погружение.

Сторонники погружения утверждают, что греческое слово "baptizo" означает "погружать, окунать". Поэтому единственным законным методом крещения может быть только погружение. Но пресвитериане с не меньшим основанием утверждают, что ключ к пониманию способа крещения следует искать в библейском употреблении слова "baptizo". Всегда ли это слово означает или предполагает погружение? Нет и еще раз нет! Как показывает Евр. 9:8-22, глагол "baptizo" в одной из форм употреблен применительно к ритуальному очищению, которое совершается посредством кропления кровью. В Евр. 9:10 указывается, что ветхозаветные ритуалы очищения, обозначенные словом "baptizo", - это только прообразы и тени истинных духовных реалий. Из Евр. 9:13,14 следует, что очищение совершается посредством кропления кровью. В Евр. 9:19 говорится о том, как скиния была окроплена смесью крови и воды, потому что все должно было очищаться кровью. Таким образом, пресвитериане считают, что если "baptizo" может означать только погружение, как объяснить применение этого слова в случаях, когда очищение совершалось кроплением?

В Деян. 1 и 2 мы находим учение о крещении Духом Святым. Пятидесятница провозглашается событием, которое следует называть крещением Святым Духом. В Деян. 2 произошло крещение (см. также Деян. 11:15,16). Это крещение названо "излиянием" Духа (Деян. 2:15-17,33; 10:44,45). Как уже отмечалось, существует тесная связь между крещением Святым Духом и крещением водой. А применительно к Духу всегда употребляются слова, обозначающие излияние или кропление (Тит. 3:5; Пр. 1:23; Ис. 32:15, 44:3; Иез. 36:25-28).

Проще говоря, пресвитериане считают, что, согласно свидетельству Писания, возливание и кропление являются правильными способами крещения. Доводы сторонников погружения при ближайшем рассмотрении не выдерживают никакой критики.

Крещаемые

Пресвитериане признают две группы людей, которые могут быть законными участниками христианского таинства крещения: 1) взрослые верующие; 2) дети верующих родителей.

Когда Христос установил таинство крещения, Он подразумевал крещение взрослых (Мк. 16:16). Крещению должно было предшествовать исповедание веры. В день Пятидесятницы были крещены те, кто проповедовал Слово Божие и кто принял его (Деян. 2:41). Поэтому пресвитерианская церковь требует от всех взрослых людей, желающих принять крещение, чтобы они убедительно подтвердили свое покаяние и заявили о том, что связывают свои надежды на спасение только со Христом.

Вторая группа, за которой пресвитериане признают право на крещение, - это дети верующих родителей. У многих людей представление о пресвитерианстве связано именно с доктриной о крещении младенцев (также как с доктриной о предопределении). Противники этой доктрины утверждают, что маленькие дети не могут исповедовать веру и что в Новом Завете нет повеления крестить младенцев. Но можно ли считать это достаточным основанием для того, чтобы отвергать крещение детей? Ни в коем случае. Пресвитериане настаивают на том, что верующие родители не просто имеют право, но обязаны крестить своих детей.

Найти убедительные доводы в пользу крещения младенцев позволяет принятый в пресвитерианстве подход к Писанию как к истории завета Бога с людьми. Божий завет благодати отмечен преемственностью или непрерывностью. Для того, чтобы убедиться в необходимости крещения младенцев, нужно понять, какую роль играло в Ветхом Завете обрезаниеЭто был знак и печать завета Бога со Своим народом (Быт. 17:10,11,13,14). Для нас особенно важно отметить, что обрезание было знаком завета в глубочайшем духовном смысле.

С символическим обрезанием связаны три важнейших понятия. Во-первых, это был знак единения и общения с Богом (Быт. 17:7,11). Как уже говорилось, самую суть завета отражает фраза, которая не раз повторяется в Писании: "Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом". Обрезание было знаком этого обетования, данного в завете.

Во-вторых, это был знак избавления от греховной скверныОно знаменовало собой очищение от греха (Вт. 30:6; Ис. 52:1; Иер. 4:4; 6:10; 9:25,26; Иез. 44:7-9).

В-третьих, это была печать праведности через веру (Рим. 4:11). Обрезание было неразрывно связано с верой. Авраам принял этот знак как символическое обозначение своей веры. Этот обряд был символом и печатью внутренней веры. Разумеется, нельзя забывать, что обрезание только символизировало веру, но не было причиной веры.

Для нас особенно важно то, что Бог повелел подвергать обрезанию младенцев (Быт. 17:12). Таким образом, завет во всей его полноте должен был быть дарован и младенцам.

Писание по сути своей является единым целым, и это обязывает нас утверждать, что если в Новом Завете нет повеления - предполагаемого или выраженного явно - отказаться от какого-либо ветхозаветного принципа, мы должны считать, что этот принцип остается в силе. Этот принцип может выражаться по-другому, но тем не менее он сохраняется. Это означает, что если Ветхий Завет предусматривал совершать обрезание в знак завета Бога с людьми, то и в Новом Завете должен быть такой знак. И он есть. Новый Завет утверждает принцип прочности семейных уз и принадлежности детей к общине завета. Мы рассматриваем крещение как знак Божьего завета, сменивший ветхозаветное обрезание.

Мы можем точно указать, где в Писании Бог отменяет обряд обрезания как знак завета (Гал. 5:2 и далее; Деян. 15:1,2,5,6,24). Обрезание было заменено бескровным знаком. Важнейший отрывок, указывающий на изменение знака завета - это Кол. 2:11,12. Крещение пришло на смену прежнему знаку завета - обрезанию. Непрерывность Божьего завета благодати достойна благоговейного восхищения. То, что было верно применительно к обрезанию, теперь так же верно в отношении крещения. Сейчас крещение стало обрядом принятия в общину завета, тогда как раньше таким обрядом было обрезание (сравните Быт. 17:9-14 и Деян. 2:41). Сейчас крещение служит знаком и печатью благодатного завета любви Божьей к своему народу (сравните Быт. 17 и Гал. 3:27-29). Сейчас крещение воспринимается как знак завета в глубочайшем духовном смысле (сравните Быт. 17 и Деян. 22:16; 18:8).

Нам остается только сделать вывод, что если в Ветхом Завете младенцы запечатлевались знаком завета, то сама непрерывность заветной истории требует сегодня от верующих родителей крестить своих детей. Доктрина о крещении младенцев блестяще изложена в работе Кеннета Л. Джентри, озаглавленной "Крещение младенцев - долг Божьего народа".