Библия в подарок

Введение

Цель этой работы заключается в изложении основных особенностей библейского пресвитерианства. Это необходимо для того, чтобы члены пресвитерианских общин могли яснее осознать, во что верует их церковь, а люди, которым просто интересно, чем отличается эта деноминация, могли удовлетворить свое любопытство. Большинство прихожан пресвитерианских церквей, вероятно, не знают, в чем состоят основные догматы их веры, как не знают и того, почему они придерживаются именно этого вероисповедания. Иначе говоря, мало кто смог бы убедительно объяснить, основываясь на Библии или на теологических принципах, почему он принадлежит к пресвитерианской церкви, а не к баптистской, методистской, православной или, например, к Церкви Господней. Очень важно, чтобы члены пресвитерианских общин знали не только во что они веруют, но и почему они в это веруют. Очень точные суждения на этот счет содержатся в книге Томаса Уидероу "Апостольская Церковь". Размышляя над тем, почему люди примыкают к тем или иным деноминациям, Уидероу заметил:

"Они руководствуются скорее чувствами, чем доводами рассудка. Почти никто не пытается сначала изучить правила, принятые этой деноминацией, и уточнить, в чем же состоят ее основные принципы, а затем сверить эти принципы с Евангелием. Большая часть человечества не способна на умственные усилия такого рода, то есть на то, чтобы выяснять и оценивать принципы, или, во всяком случае, не утруждает себя подобными занятиями. Люди обычно выбирают вероисповедание под влиянием выдающихся личностей, либо следуя примеру знакомых, известных моральными достоинствами, либо под впечатлением набожности и красноречия какого-нибудь местного священника."

Как бы то ни было, очень многие понимают, что, с точки зрения культурной традиции, значит быть баптистом, католиком, православным или пятидесятником, но что такое пресвитериане? Может быть, это некая новомодная группа, у которой нет оснований претендовать на истину? В этой брошюре мы намерены изложить подлинное вероучение пресвитерианской церкви. Проследить историю этого вероучения можно не только на протяжении последних 300 лет истории реформатской церкви; оно восходит к Жану Кальвину, Мартину Лютеру, Блаженному Августину и апостолу Павлу. Это вероучение находится в полном согласии с решениями первых христианских соборов и догматами раннего христианства.

Но мы не претендуем на совершенство. Самое устройство пресвитерианской церкви свидетельствует о том, что она стремится к "вечной реформации" в согласии единственно со Словом Божиим, к тому, чтобы можно было исправлять ошибки - и наши собственные, и чужие. Только так можем мы представлять Христа и Его Слово как истинно христианская церковь.

Мы признаем свои ошибки. В последние годы многие пресвитериане впадали в тяжкие заблуждения. Но не стоит удивляться. Иисус предупреждал, что среди Его паствы могут появиться волки.

В этой работе мы используем термин "библейское пресвитерианство" по особой причине. Как это ни печально, прибегать к такой терминологии вынуждают те "теологические настроения", которые царят в большинстве основных деноминаций. Есть церкви, которые отрицают почти все, что будет изложено в этой работе, и все же называют себя пресвитерианами. Это - пресвитериане лишь по названию. Вдумчиво изучив их теологические воззрения, нетрудно понять, что эти церкви едва ли заслуживают названия христианских. Некоторые из них отрицают божественную сущность Иисуса Христа, Его непорочное зачатие, Его зримое возвращение в мир, непогрешимость Святого Писания и многое другое. Мы хотели бы, чтобы, отрицая подлинное библейское пресвитерианство, они отказались бы и от самого названия. Под "библейским пресвитерианством" мы понимаем веру, которая во всех частностях согласуется со Священным Писанием. Поэтому в дальнейшем, говоря о "пресвитерианстве", мы будем подразумевать именно такое толкование этого понятия.

Мы считаем братьями всех, кто придерживается библейской веры, но убеждены, что наше собственное толкование Библии точно, логично и достойно признания. Пресвитерианство учит, что власти должны обеспечивать своим народам свободу толковать Библию и выражать библейскую веру так, как они ее понимают. С исторической точки зрения, именно пресвитерианское вероучение стало основой для формирования идеалов демократии. Итак, мы представляем эту работу широкому читателю, которому она даст пищу для размышления, и членам наших общин - им она поможет лучше понять доктрины библейского пресвитерианства.