Библия в подарок

Утверждение исторических христианских догматов

Троица

Пресвитериане верят в догмат о Троице. Говоря о Троице, мы подразумеваем, что Бог, ЕДИНЫЙ по сути, существует как ТРИ разные Личности: Отец, Сын и Дух Святой.

Таким образом, Бог сочетает в себе единство и различие. Бог един (Вт. 6:4); Он не является тремя существами или тремя отдельными богами, объединенными общей природой; Он - одно существо и одна сущность. И в то же время, являясь единым, Бог троичен. Иначе говоря, Бог - единство в Троице и Троица - в единстве. Поэтому ни в коем случае нельзя утверждать, что Бог существовал прежде Троицы. Он всегда существовал как триединый Бог.

Единство и различие природы Божией - это великая тайна, непостижимая для ограниченного человеческого сознания. Мы просто не в состоянии осознать Вечное (Ис. 55:8,9). Любые аналогии, как, например, указание на три состояния воды, бесполезны. Человеческие сравнения бессильны объяснить Божественное!

Какие свидетельства Триединства дает нам Священное Писание? В Ветхом Завете Бог говорит о Себе во множественном числе (Быт. 1:26; 3:22). В Новом Завете три Лица упоминаются вместе (Мф. 28:19; 2 Кор. 13:13; Лк. 3:21,22; 1 Кор. 12:4-6; 1 Пет. 1:2).

Как раскрываются в Писании три Личности Божества? Хотя Лица Троицы не подчинены друг другу в пределах Своей Божественной сущности, можно говорить о том, что Отец является первым, Сын - вторым, а Дух Святой - третьим. Различие между Лицами заключается не в том, что они чем-нибудь отличаются по природе или по сути; речь идет о различиях в одном существе Божием. Свойства каждого Лица принадлежат только Ему и не передаются другим Лицам, а потому нельзя говорить, что Отец - это Сын, или Дух - это Отец, или Дух - это Сын.

В замысле Искупления, предусмотренном заветом благодати, каждое из Лиц Троицы наделено особыми функциями. Например, Отцом часто называют Творца всего сущего (1 Кор. 8:6; Евр. 12:9; Иак. 1:17). Это же наименование обычно употребляется, когда речь идет о Его отношениях с Сыном как втором Лице Троицы (Ин. 1:14,18: 8:54; 14:12,13). Новый Завет дает определение Триединого Бога как Отца всех Его духовных детей (Мф. 5:45; 6:6-15; Рим. 8:16; 1 Ин. 3:1). Дела Триединого Бога вообще считают делами Отца. Об Отце говорят и как о Том, Кто замыслил наше спасение и печется о нем (Ин. 6:37,38; 17:4-7; Пс. 2:7-9; 39:6-9; Ис. 53:10; Еф. 1:3-6).

Наименование "Сын" или "второе Лицо Троицы" объясняется Его вечной связью с Отцом (Ин. 1:1-3,14,18). Он носит имя Сына как свидетельство того, что Он - Мессия (Мф. 8:29; 27:40; 26:63; Ин. 1:49; 11:27). Дела Сына - посредническое служение. Через Него осуществлялись замыслы Божии в деле Творения (Ин. 1:3,10; Евр. 1:2,3; Кол. 1:15-17), через Него осуществится и наше Искупление (Евр. 9:15).

Святой Дух - третье Лицо Троицы. Вопреки некоторым учениям, Он - Личность, а не безликая сила (Ин. 14:16,17,26; 15:26; 16:7-15; Рим. 8:26). Ему присущи все свойства личности - ум (Ин. 14:26), чувства (Еф. 4:30), воля (1 Кор. 12:11). Его особенность состоит в том, что Он происходит от Отца и Сына (Ин. 15:26; 16:7-10; Рим. 8:9; Гал. 4:6). Слово "происходит" означает, что Святой Дух в Писании никогда не действует Сам по Себе, без Отца или Сына. Библия говорит о Нем как о "Духе Божием" и "Духе Христа". Но эти имена не умаляют Его сущности как особого Лица Божественной Троицы. Его дело состоит в том, чтобы доводить до плодотворного завершения все начинания, связанные с Творением и Искуплением (Быт. 1:3; Иов. 26:13; Лк. 1:35; Ин. 3:34; 1 Кор. 12:4-11; Еф. 2:22). Обычно говорят, что Он применяет к каждой душе дело Искупления, совершенное Сыном.

О Божественной природе Духа Святого говорят имена, применяемые к Нему (Деян. 5:3,4; 1 Кор. 3:16; 2 Тим. 3:16), совершенства, приписываемые Ему (Пс. 138:7-10; Ис. 40:13,15; 1 Кор. 2:10,11; 12:11; Рим. 15:19; Евр. 9-14), Его Божественные дела (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 103:30; Ин. 3:5; Тит. 3:5; Рим. 8:11) и почести, воздаваемые Ему как Богу (Мф. 28:19; Рим. 9:1; 2 Кор.13:13).

Творение

Пресвитериане верят, что вселенная была создана Триединым Богом (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 32:6; 103:30; Ис. 40:12,13; Ин. 1:3; Кол. 1:15-17) из ничего (Быт. 1:1; Пс. 32:9; 148:5; Рим. 4:7; Евр. 11:3). Бог дал вселенной самостоятельное существование, отдельное от Своего бытия, а потому никоим образом нельзя считать ее частью Всевышнего. Вселенная находится в постоянной зависимости от Него, поддерживаемая изо дня в день Его силой. Бог никогда не покидает мироздание, но вечно присутствует во всем Своем творении (Пс. 138:7-10; Иер. 23:24).

Пресвитериане утверждают, что сотворение мира за шесть дней следует понимать буквально. С точки зрения пресвитерианства, эволюционная теория явно не располагает достаточными научными доказательствами и явно противоречит Писанию. Совершенно неприемлемой выглядит и концепция "теистической эволюции", которая представляет собой не более чем компромисс с атеистическими научными воззрениями. Согласно этой концепции, для сотворения вселенной Бог использовал эволюционный процесс. "Дни" творения рассматриваются как миллионы лет, в течение которых только и мог протекать процесс эволюции. Такие взгляды не находят подтверждения в Писании.

Большинство пресвитериан убеждены, что шесть дней творения следует понимать буквально (то есть как следующие друг за другом 24-часовые отрезки времени). В пользу такого толкования говорит многое: 1) древнееврейское слово "йом" (день), как правило, обозначало обычный двадцатичетырехчасовой отрезок времени, а потому именно так и следует переводить это слово, если контекст не требует иного толкования; 2) повторяющаяся фраза "и был вечер, и было утро" также указывает на обычные сутки; 3) Господь повелел чтить обычный день как день отдыха; 4) в Исх. 20:9-11 народу Израиля было заповедано работать шесть дней, а в седьмой день отдыхать, потому что Бог создал небо и землю за шесть дней, а в день седьмой почил; 5) последние три дня творения были обычными днями, потому что они определялись вращением Земли. Если последние три дня были обычными днями, почему остальные должны быть чем-нибудь иным?

Личность Христа

Пресвитериане придерживаются исторической христианской доктрины, согласно которой Иисус Христос есть истинный Бог во плоти. По нашему убеждению, Писание учит, что Христос обладал двумя различными природами, навечно соединенными в одной Личности.

Божественная природа

Священное Писание ясно говорит о Божественной природе Христа. В Ветхом Завете в пророчествах о грядущем Мессии говорится как о Боге (Ис. 9:61; Иер. 23:6; Дан. 7:13; Мих. 5:2; Зах. 13:7; Мал. 3:1). Евангелие от Иоанна дает нам достаточно доказательств Божественной сущности Христа (Ин. 1:1-3,14,18,25-27; 11:41-44; 20:28); свидетельствуют об этом и другие Евангелия (Мф. 5:17; 9:6; 11:1-6,27; 14:33; 16:16; 25:31 и далее; 28:18; Мк. 8:38), и послания апостола Павла (Рим. 1:7; 9:5; 1 Кор. 1:1-3; 2:8; 2 Кор. 5:10; Гал. 2:20; 4:4; Фил. 2:6; Кол. 2:9; 1 Тим. 3:16; Евр. 1:1-3,5,8; 4:14; 5:8).

Человеческая природа

Христос обладает не только всеми свойствами Божества, но и всеми свойствами человека, то есть истинно человеческой природой. Иисус, как и все, называл Себя Человеком (Ин. 8:40; Деян. 2:22; Рим. 5:15; 1 Кор. 15:21). Нам сказано, что Он явил себя во плоти (Ин. 1:14; 1 Тим. 3:16; 1 Ин. 4:2), что Он обладал важнейшими элементами человеческой природы - материальным телом и неповторимой душой (Мф. 26:26,28,38; Лк. 23:46; 24:39; Ин. 11:33; Евр. 2:14). Он прошел путь обычного человеческого развития и был подвержен человеческим слабостям (Мф. 4:2; 8:24; 9:36; Мк. 3:5; Лк. 2:40,52; 22:44; Ин. 4:6; 11:35; 12:27; 19:28,30; Евр. 2:10,18; 5:7,8).

Но, обладая человеческой природой, Иисус был безгрешен (Лк. 1:35; Ин. 8:46; 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 9:14; 1 Пет. 2:22; 1 Ин. 3:5).

Соединение Бога и Человека в Личности Христа было необходимо. Он мог заменить нас, пострадать и умереть за наш грех, только будучи реальным Человеком (Евр. 2:17). Только безгрешный Человек мог искупить наши грехи (Евр. 7:26). И только будучи Богом, Он мог принести неоценимую жертву и понести Божий гнев, чтобы избавить от него других (Пс. 48:7-10; 129:3).

Две природы, соединенные в одной Личности

Существует только одна Личность, выступающая в качестве Посредника, - предвечный Сын Божий. Воплощение Христа, второго Лица Троицы, не означало Его превращение в человека или Его соединение с человеческой личностью. Просто в дополнение к Своей Божественной природе Он приобрел пpиpоду человеческую (Фил. 2:6-8). Точнее всего говорить о Нем как о Богочеловеке, обладающем важнейшими свойствами и человеческой, и Божественной природы.

Писание свидетельствует о единстве Личности Христа. Христос говорит всегда Своим собственным голосом, а не Божественным и человеческим попеременно (Ин. 10:30; 17:5, ср. с Мф. 27:46 и Ин. 19:28). Человеческие свойства иногда приписываются Личности, именуемой Божественными званиями (Деян. 20:28; 1 Кор. 2:8; Кол. 1:13,14); а иногда Личности, носящей человеческие звания, приписываются Божественные свойства (Ин. 3:13; 6:62; Рим. 9:5).

Дела Христа: Его служение

Пресвитериане утверждают, что Христос совершал дела, присущие трем библейским ролям: Пророка, Священника и Царя. Как Он исполнял Свое пророческое служение? Он открывает нам Своим Словом и Духом Божью волю к нашему спасению. Дух Христов говорил через пророков древности (1 Пет. 1:11; 3:18-20). Сам Христос был Пророком, обещанным Богом (Вт. 18:15-18). Иисус говорит, что принес весть от Отца (Ин. 8:26-28; 12:49,50; 14:10,24). Он предсказывает будущие события (Мф. 24:3-35; Лк. 19:41-44). Он говорит властно, так что люди признают в Нем Пророка (Мф. 21:11,46; Лк. 7:16; 24:19; Ин. 6:14).

Как он исполнял Свое священническое служение? Иисус принёс Себя в жертву, чтобы удовлетворить требованиям божественной справедливости. Тем самым Он примирил нас с Богом и остается нашим вечным Заступником. Ветхий Завет предсказывал и представлял грядущего Мессию как Священника (Пс. 109:4; Зах. 6:13; Ис. 53). В Послании к евреям о Нем постоянно говорится как о Священнике (3:1; 4:14; 5:5; 6:29; 7:26; 8:1). В других книгах также упоминается о Его священническом служении (Мк. 10:45; Ин. 1:29; Рим. 3:24,25; 1 Кор. 5:7; 1 Ин. 2:2; 1 Пет. 2:24; 3:18).

Все жертвоприношения Ветхого Завета указывают на великую жертву, которую должен был принести Христос (Евр. 9:23,24; 10:1; 13:11,12). Его называют "Агнцем Божиим" (Ин. 1:29) и "нашим пасхальным Агнцем" (1 Кор. 5:7). Он не только принес Себя в жертву за наши грехи, но и остается нашим Заступником и Ходатаем перед престолом Всевышнего (Рим. 8:34; Евр. 7:25; 9:24; 1 Ин. 2:1).

И, наконец, как Он исполнял царское служение? Он, как наш Царь, побеждает всех Своих и наших врагов. Царское служение Христа - служение духовное, исполняя которое, Он утверждается в нашей жизни и в наших сердцах. Упрочению Его Царства служат дела Церкви. Его Царство существует в настоящем (Мф. 12:28; Лк. 17:21; Кол. 1:13), хотя сказано, что в конце концов "преклонится перед Ним всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2:10).

Искупление

В общепринятом значении Искупление - это "расплата за наше преступление". Расплата за преступление - это необходимость, потому что Бог не может терпеть грех в Своем присутствии (Евр. 1:13; Исх. 20:5; 23:7; Пс. 5:5,6; Наум. 1:2; Рим. 1:18,32). Кроме того, человек обязан понести наказание за нарушение завета (Быт. 3:3; Рим. 6:23).

Чтобы понять, что свершилось благодаря Искуплению, необходимо уяснить следующее:

1) Искупление было расплатой за чужую вину, потому что Христос понес наказание за грех, в котором повинны были мы сами. Он заменил нас (Ис. 53:6; Ин. 1:29; Евр. 9:28; 1 Пет. 3:18; Гал. 1:4);

2) Искупление было удовлетворением Божией справедливости;

3) Христос от лица грешников исполнил Закон до мельчайших подробностей (Рим. 8:4; 10:4);

4) Он понес наказание за грех, чтобы нам были отпущены долги наши (Ис. 53:8; Рим. 4:25; Гал. 3:13; 1 Пет. 2:24; Кол. 2:13,14).

Воскресение и второе пришествие Христа

Пресвитериане верят, что Христос в буквальном смысле восстал из гроба во плоти на третий день, как и предсказывал (Ин. 2:19,20). В Его воскресении было восстановлено и даже возведено в более высокую степень изначальное совершенство человеческой природы. Он стал "первенцем среди умерших" (1 Кор. 15:20; Кол. 1:18). Значение Его воскресения неоценимо, потому что: 1) оно доказало, что требование справедливости Бога-Отца удовлетворено (Фил. 2:9); 2) оно символизирует оправдание, перерождение и воскресение верующих (Рим. 6:4,5,9; 1 Кор. 6:14; 15:20-22); 3) оно стало причиной нашего оправдания, перерождения и воскресения (Рим. 4:25; 5:10; Еф. 1:20; Фил. 3:10; 1 Пет. 1:13).

После Своего воскресения Христос вознесся на небеса, чтобы воссесть одесную Отца (Деян. 1:6-11; 2:32-36; Еф. 1:20; 4:8-10; 1 Тим. 3:16). Смысл вознесения в том, что Христос, как наш Первосвященник, взошел в Святая Святых, чтобы принести Отцу Свою жертву. С этого времени Он становится нашим Заступником и Ходатаем. Он вознесся, чтобы приготовить место для нас (Ин. 14:1-3). Восседая одесную Отца (признак великого могущества и славы), Христос руководит Своею Церковью и защищает ее, правит вселенной и молит Отца за Свой народ.

Что касается второго пришествия, то пресвитериане верят, что Христос намерен Сам зримо вернуться на землю (Деян. 1:11), чтобы судить живых и мертвых и завершить дело спасения Своего народа (1 Кор. 4:5; 2 Кор. 5:10; Ин. 5:22,27; Рим. 2:26; 2 Тим. 4:1; Фил. 3:20; Кол. 3:4; 1Фес. 4:13-17; 2Фес. 1:7-10; 2:1-12; Тит. 2:13,14; 2 Пет. 3:10-13).