Библия в подарок

Управление Церковью

Пресвитериане убеждены, что свойственная их деноминации форма церковного управления очень близка к Апостольской Церкви. В Христе мы видим Главу Церкви (Еф. 1:22,23). Он управляет Своей Церковью посредством Своего Слова и Духа, а также через людей, поставленных на духовное служение (Еф. 4:10-12).

Определение "пресвитерианский" происходит от библейского слова "пресвитер". "Пресвитерианство" означает "правление пресвитеров (старейшин)".

Важнейшие особенности пресвитерианского правления

1. В пресвитерианской церкви принято коллегиальное руководство, осуществляемое священнослужителями двух типов, назначение и обязанности которых были установлены Богом: а) старейшины; б) диаконы. Библейские требования и к старейшинам, и к диаконам изложены в Первом послании к Тимофею (гл. 3) и в Послании к Титу (гл. 3).

А) Старейшины

Старейшины (пресвитеры) предназначены Богом для духовного попечения об общине Божией (Деян. 14:23; 11:30; 15:2,6,23; 16:4; 20:17; 21:18; 1 Тим. 3:1-7; 5:17-20; Иак. 5:14; 1 Пет. 5:1-3; Евр. 13:17).

Между старейшинами обычно проводится различие. Некоторых из них называют "старейшинами-управителями", других же - "старейшинами-учителями". Старейшины-управители пекутся о духовных нуждах общины: они наставляют, посещают больных, утешают скорбящих, заботятся о пропитании детей верующих и ухаживают за ними, молятся с прихожанами и за них и неотступно следят за тем, чтобы проповедь Слова приносила плоды в их душах.

Старейшины-учители - это те, кто трудится в слове и учении (1 Тим. 5:17). Этих старейшин принято называть "пасторами" или "священниками". Помимо тех обязанностей, которые исполняют старейшины-управители, они толкуют и проповедуют Слово и совершают таинства.

Различие между старейшинами-учителями и управителями состоит не в большей или меньшей власти, а в разных обязанностях. Поэтому мы говорим о равенстве старейшин. В Писании нет упоминаний ни о какой церковной иерархии. К старейшинам обоих типов предъявляются одинаковые требования (1 Тим. 3:1-7).

Церквами должны управлять собрания старейшин. В каждой церкви Нового Завета было несколько старейшин (Деян. 14:23). Несколько старейшин должно было быть и в каждом городе (Тит. 1:5).

Старейшин должна была избирать община. Слово, использованное в Деяниях 14:23 при описании процедуры назначения старейшин, означает буквально "отдавать голос за кого-то, поднимая руку".

Кроме того, старейшинам была дана подлинная власть, осуществлять которую вся община не могла. Некоторые дары Святого Духа предназначались не для всех (Рим. 12:6-8; 1 Кор. 12:28). К служению приступали после торжественного обряда (рукоположения), то есть обращение само по себе не давало права на служение (1 Тим. 4:14; 5:22). Только к тем, кто поставлен на служение, применялись слова, указывающие на обладание властью: "начальствующий" (1 Тим. 5:17), "блюститель" (Деян. 20:28), "пастырь" (1 Пет. 5:1,2), "пекущийся" (1 Тим. 3:5). Служение требовало особых, высших качеств, какие не требовались от рядовых христиан.

Б) Диаконы

Диаконы предназначались прежде всего для того, чтобы служить другим (Деян. 6:1-6); они должны были обладать такими же высокими духовными качествами, как и старейшины (1 Тим. 3:8-10). Диаконы помогают нуждающимся, больным, одиноким и всем страждущим. Они собирают пожертвования и даяния и раздают их. Они заботятся об имуществе общины. За тем, как диаконы исполняют свои обязанности, следит Собрание старейшин.

2. Пресвитерианство - единая церковь. Под этим мы подразумеваем, что церковные общины объединяет система управления, состоящая из высших и низших органов, которые руководят одной или несколькими церквами.

Описание Иерусалимского Собора в 15-й главе Деяний показывает взаимосвязь церквей и полномочия отдельных органов. Собор обсуждал дело, с которым пришли в Иерусалим Павел и Варнава (Деян. 15:4-9). Но решение по делу принималось апостолами и пресвитерами, а не голосованием всех членов общины (Деян. 15:6). Иерусалимский Собор принял постановление относительно затруднений, возникших у Антиохийской Церкви. Постановление было отправлено руководству церкви, обратившейся за помощью (Деян. 15:20-23). Решение было обязательным (Деян. 15:28; 16:4) и передавалось другим церквам для соблюдения (Деян. 16:4).

Пресвитерианская церковь стремится следовать единству апостольской церкви; этому служат руководящие органы разного уровня: 1) Совет старейшин местной церкви; 2) Пресвитериат; 3) Общенациональная Генеральная Ассамблея.

В Совет старейшин местной церкви входят старейшины местной общины, которые ведают ее делами.

Пресвитериат - следующий руководящий орган, в который входят представители многочисленных церквей одной области. Он руководит всеми церквами, расположенными в этой области. Пресвитериат испытывает и утверждает всех пресвитеров-учителей, а затем рекомендует их церквам, нуждающимся в их служении. На Пресвитериат могут выноситься вопросы, не решенные Советом старейшин.

Генеральная Ассамблея - это, по сути дела, пресвитериат, в который входят представители всех церквей страны. В этом органе представлены все церкви одной деноминации. Он объединяет союзом мира и согласия все общины и органы церковного управления. Генеральная ассамблея - высшая инстанция для урегулирования спорных вопросов. Она рассматривает все проблемы, которые не в состоянии решить Пресвитериат.